Дети и подростки с признаками интернет-зависимости существенно отличаются от сверстников без зависимости как по характеру, так и по способности к общению, самооценке.
Принимая во внимание особенности подростков с интернет-аддикцией, психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил:
1. Отношения в семье следует строить на принципах честности и умении признавать ошибки.
2. Нельзя оскорблять ребенка и его круг общения.
3. Следует быть другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я – старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.
4. Следует сделать так, чтобы ребенок мог довериться родителям всегда и при любых обстоятельствах.
5. Не стоит бояться показывать свои чувства ребенку, если родители расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в родетле не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне со стороны родителей о прекращении работы за компьютером, то не следует «торговаться» с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».
Если использовать эти несложные советы хотя бы частично, то со временем ребенок поймет, что родители желают ему только хорошего и являются его друзьями. Многие дети уверены в том, что родители создают им проблемы специально. Такие дети постепенно начинают думать о себе плохо, в результате низкой самооценки они могут стать проблемными детьми, с которыми сложно строить общение.
Следующие рекомендации помогут родителям предотвратить возникновение компьютерной и интернет-зависимости.
1. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно соблюдать эти рамки. Количество времени следует выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется допускать до компьютера: не стоит мешать ребенку познавать мир постепенно и без вмешательства искусственного интеллекта. Начиная с 5 лет ребенку можно позволить знакомиться с компьютером, но не более 2 часов в день и не подряд, а по 15–20 мин. с перерывами. При этом надо объяснить, что реальная жизнь и герои компьютерных игр – две разные вещи, не совместимые между собой. С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального. После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных и индивидуальных особенностей детей в том или ином возрасте.
2. Нужно больше общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать с ним различные мероприятия.
3. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
4. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.
5. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.
6. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
7. Нужно показывать ребенку личный положительный пример.
Наравне с родителями существенную роль в жизни подростков играют учителя. Поэтому для них также важно придерживаться некоторых правил в работе с подростками с интернет-зависимостью. В этом отношении функция педагогов во многом будет являться просветительской.
Прежде всего, педагогам необходимо научить ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с помощью взрослых, внимательно относиться к «скачиванию» платной информации и получению платных услуг из сети интернет, особенно путем отправки sms-сообщений – во избежание потери денег.
Важно сформировать список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми можно пользоваться; информировать ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть, объяснить, что в сети интернет, как и в жизни, встречаются и «хорошие», и «плохие» люди, и поэтому при столкновении с негативом или насилием от другого пользователя нужно сообщить об этом близким людям.
Важно не критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только усугубить проблему и отдалить его от друзей и близких. Критика воспринимается подростком как отказ понять его интересы и потому вызывает замкнутость, агрессию.
Следует поощрять ребенка за общение со сверстниками в клубах, кружках, в которых подросток может проявить себя, развить свои таланты и способности.
Стоит чаще проводить классные часы, вместе гулять, посещать выставки, концерты, выезжать на природу.
В качестве краткого итога следует отметить, что тяга к компьютерным играм и интернету чревата возникновением сильной зависимости, которая отражается на здоровье и поведении ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным, перестает уделять должное внимание спорту и различным физическим нагрузкам, портит свое зрение, так как постоянно находится перед экраном, у него нарушается сон, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, иногда «забрасывает» учебу, теряет друзей и знакомых, и как следствие – возникает субъективное ощущение одиночества.
Таким образом, и родителям и педагогам важно своевременно распознать проблему и принять соответствующие меры для ее решения.