Школа приёмного родительства

 ПОИСК И ВЫБОР СВОЕГО РЕБЕНКА…

ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» каждый месяц проводит обучающие семинары для кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приёмные родители в очном режиме.

Срок обучения 10 рабочих дней с 10.00 до 17.00.

По окончании курсов выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для предъявления на всей территории Российской Федерации. 

Заявление можно подать лично, по адресу:

 г.Симферополь, ул. Трубаченко, 23а, каб. 310 

или прислать по электронной почте 093@crimeaedu.ru с пометкой в теме письма «ШПР» (школа приёмных родителей).

График обучения в 2023 году:

с 09 по 19 января – набор в группу окончен;

с 06 по 17 февраля – набор в группу окончен;

с 20 февраля по 03 марта – набор в группу окончен;

с 13 по 24 марта – набор в группу окончен;

с 03 по 14 апреля – идет набор в группу;

с 17 по 28 апреля – идет набор в группу;

с 10 по 19 мая;

с 22 мая по 02 июня;

с 05 июня по 16 июня;

с 17по 28 июля;

с 01 по 11 августа;

с 14 по 25 августа;

с 28 августа по 8 сентября;

с 11 по 22 сентября;

с 02 по 13 октября;

с 06 ноября по 17 ноября;

с 20 ноября по 30 ноября;

с 04 декабря по 15 декабря.

На обучение принимаются лица, имеющие право быть усыновителями в соответствии с ч.1 ст.127 Семейного кодекса Российской Федерации, и лица, которые могут назначаться опекунами (попечителями), в том числе на возмездной основе, детей в соответствии со ст.146 Семейного кодекса Российской Федерации, на основании личного заявления граждан, желающих быть кандидатами (образцы заявлений находятся на сайте ГКУ «КРЦСССДМ» в разделе «Документы» — «Документы КРЦСССДМ»), или письменного ходатайства (направления) структурных подразделений по делам детей и защите их прав администраций муниципальных районов и городских округов Республики Крым с указанием Ф.И.О., адреса регистрации, адреса фактического проживания, контактного номера телефона кандидатов.

Группы формируются по мере поступления заявлений, ходатайств (направлений).

Наименование школы подготовки приемных родителей Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи.

Обучающие семинары по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители

ФИО руководителя Омельченко Анастасия Александровна
Адрес Ул. Трубаченко , 23а
Телефон (приемная) (3652) 44-13-43
 
Электронная почта 093@crimeaedu.ru
Сайт КРЦСССДМ.РФ
   
ФИО специалистов Коробко Екатерина Владимировна – психолог-тренер
Телефон (3652) 620-111
   
Часы приема граждан Пн — чт  9:00-13:00, 13:45-18:00
Пт 09:00-13:00, 13:45-18:00

 

ИНФОРМАЦИЯ

ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» о развитии семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Крым за 2021 год

 

В 2021 году в территориальные ЦСССДМ обратилось 35 лиц (за 2020 год – 28) и 44 (за 2020 год – 67) семьи по вопросам создания замещающих семей, из них 20 (за 2020 год – 19) лиц и 29 семей (за 2020 год – 37) взяты на учет территориальных ЦСССДМ по вопросам создания замещающих семей.

С целью повышения уровня социально-психолого-педагогической компетентности лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством, ГКУ «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» (далее – КРЦСССДМ) проводит подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Трудоемкость программы составляет 79 часов. В течение 2021 года КРЦСССДМ подготовлено и проведено 14 обучающих семинаров по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Общее количество граждан, которые прошли обучение 454 человека, из них 218 кандидатов в усыновители, 191 кандидат в опекуны/попечители, 45 кандидатов в приемные родители (в сравнении с 2020 годом: на 12 обучающих семинарах прошли обучение 367 человек). В том числе прошли обучение 2 кандидата в усыновители, опекуны, попечители из Краснодарского края и 10 кандидатов в усыновители (9), опекуны, попечители (1) из г. Севастополя. Все кандидаты в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители по окончании «Школы приемных родителей» получили Свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Обучающие семинары были проведены в очно-заочной форме с соблюдением требований Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции и рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации.

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, постоянно актуализируется. В 2021 году в рамках договора о взаимодействии и сотрудничестве с ГБУ РК, осуществляющим обучение, «Крымским республиканским центром психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» (далее – «КРЦППМСС») от 15.01.2021 № 1 специалистами разработаны следующие темы: Общая характеристика основных возрастных периодов развития у ребенка. «Умственная отсталость» и «задержка психического развития» у детей. Взаимодействие с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь замещающим семьям. В соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, в рамках соглашения о сотрудничестве с ГБУЗ РК «Центр профилактики и борьбы со СПИДОМ» (далее – «СПИД – центр») от 25.02.2021 специалистами разработана тема: Дети с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями. Одной из задач Программы подготовки является ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства Российской Федерации и Республики Крым в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания, с мерами по предотвращению рисков жестокого обращения и причинению вреда здоровью ребенка в замещающей семье, с ответственностью лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения; с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей.

Все семьи, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обследованы и по мере необходимости охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ.

Основными содержательными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь; а также помощь в оформлении документов.

В соответствии с п. 4 решения коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.02.2016 № 2 «Об организации подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей», управлениям (отделам) по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов в Республике Крым поручено обеспечить представление в территориальные ЦСССДМ информации о детях, устроенных на воспитание в приемные семьи, под опеку (попечительство).

Из Управлений (отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав получено 349 (за 2020 год – 361) сообщений о детях, устроенных под опеку (попечительство) в Республике Крым. Специалистами территориальных ЦСССДМ обследовано 1265 (за 2020 год – 1267) семей опекунов/попечителей. 1216 (в 2020 году – 921) семей опекунов/попечителей, в которых воспитывается 1565 детей, являются получателями срочных услуг. 565 (в 2020 году – 593) семей опекунов/попечителей, в которых воспитывается 955 детей, находятся на Индивидуальной программе предоставления услуг территориальных ЦСССДМ. Общее количество оказанных социальных услуг семьям опекунов – 37964 (в 2020 году – 45427).

Специалисты территориальных ЦСССДМ в кратчайшие сроки после получения сообщений от управлений (отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав должны проинспектировать семьи опекунов/попечителей и в случае необходимости организовать профессиональное сопровождение детей, которые находятся под опекой (попечительством) в период адаптации и на последующих этапах проживания детей. В случае отказа опекунов (попечителей) (безвозмездная, возмездная опека) от психолого-педагогического сопровождения, ЦСССДМ должны информировать соответствующее управление (отдел) по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Всего за 2021 год из структурных подразделений по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций муниципальных образований Республики Крым в территориальные ЦСССДМ поступило 410 уведомлений об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи (опека, приемная семья). Специалистами ГБУ РК «ЦСССДМ» обследовано 403 замещающих семьи. Из них 75 замещающих семей отказались от предоставления социальных услуг территориальными ЦСССДМ, 75 письменных сообщений об отказах опекунов (безвозмездная и возмездная опека) направлено в Управления (отделы) по делам несовершеннолетних и защите их прав.

По информации ЦСССДМ на 20.12.2021 в Республике Крым функционирует 448 (на 20.12.2020 – 404) приемных семей, в которых проживает 1770 (на 20.12.2020 — 1594) детей, оставшихся без попечения родителей. 36 (в 2020 году – 25, в них 71 приемный ребенок) приемных семей, в которых воспитывается 105 приемных детей, не являются получателями социальных услуг (ИППСУ или срочных услуг), что составляет 8,0% от общего количества приемных семей в Республике Крым. В г.г. Керчь, Саки, Судак, Феодосия, Ялта, Бахчисарайском, Красногвардейском, Красноперекопском, Ленинском, Первомайском, Раздольненском, Советском районах все приемные семьи охвачены социальной работой территориальных ЦСССДМ.

412 (в 2020 году — 379) приемных семей, в них 1665 (в 2020 году — 1523) приемных детей, являются получателями социальных услуг территориальных ЦСССДМ на конец отчетного периода. Всего в 2021 году охвачено социальными услугами 440 приемных семей, в них 1847 приемных детей (в 2020 году – 402 приемных семьи, в них 1680 приемных детей), из них 349 приемные семьи, в них 1495 приемных детей, являлись получателями социальных услуг ЦСССДМ в рамках ИППСУ, 91 приемная семья, в ней 352 приемных ребенка, являлись получателями срочных услуг, предоставляемых специалистами ЦСССДМ. Им оказано 40189 (в 2020 году – 39591) социальных услуг.

В 2021 году в Республике Крым создано 75 (в 2020 году — 72) приемных семей, вновь устроено (доустроено) 352 (в 2020 году – 361) приемных детей. 33 (в 2020 году – 28) приемных семей закрыто, выведено из состава приемных семей 198 (в 2020 году – 175) приемных детей. В 19 (на конец 2020 года – 14) приемных семьях воспитывается 25 (на конец 2020 года – 23) ВИЧ-инфицированных приемных ребенка, в 262 (на конец 2020 года –248) приемных семьях воспитывается 775 (на конец 2020 года – 720) приемных детей, которые состоят на медицинском учете, в том числе имеют ограниченные возможности здоровья или инвалидность.

В 2021 году в рамках выполнения п.4.2 постановления Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 26.10.2020 № 4/2, решения коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.02.2021 № 1/5, с целью повышения воспитательного потенциала, профилактики синдрома эмоционального сгорания замещающих родителей, профилактики жестокого обращения с детьми, проживающих в замещающих семьях, территориальными ЦСССДМ организовано и проведено 137 заседаний «групп взаимопомощи», в которых приняло участие 859 замещающих родителей.

В 2021 году в рамках выполнения п.6 постановления Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 26.10.2020 № 4/2, территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи со структурными подразделениями администраций по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Республики Крым должны 1 раз в полугодие делать сверку лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, снятых в предыдущем полугодии с учета в органах опеки и попечительства по достижению совершеннолетия, с целью организации предоставления им комплекса социальных услуг. По информации ЦСССДМ в Республике Крым снято с учета органов опеки в 2021 году 536 лиц, из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из них 412 человек охвачено социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ.

С учетом вышеизложенного и приоритетов деятельности территориальных ЦСССДМ специалистам территориальных ЦСССДМ необходимо продолжать работу по информированию граждан, выразивших желание принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также оказывать содействие в подготовке документов, продолжать проводить качественный подбор кандидатов в замещающие семьи, оказывать услуги по защите прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению достойного уровня жизни детей, устроенных в семейные формы проживания и воспитания.

 

Поиск и выбор своего ребёнка

 Придя к мысли об усыновлении ребенка, потенциальные родители начинают задумываться о том, каким должен быть их новый член семьи: будет это мальчик или девочка, какого именно возраста, какой внешности и т.д. Как правило, именно этот этап процедуры усыновления (установления опеки) является одним из наиболее трудных для усыновителей и занимает немало времени.

 Практика показывает, что подавляющее большинство усыновителей хотят удочерить маленькую девочку, с ангельской внешностью и как можно более здоровую. Мало кто из усыновителей сознательно стремится взять ребенка-инвалида, с дефектами внешности или тяжелыми заболеваниями. Однако с этим «идеальным» представлением о приемном ребенке зачастую приходится расстаться, столкнувшись с реальностью. Во-первых, для того, чтобы усыновить маленькую здоровую девочку, многим усыновителям приходится потратить немало времени на ее поиск, или же надеяться на случай и везение. Во-вторых, по мнению педиатров, полностью здоровых детей среди тех, от кого отказались родители, практически нет. Причин тому много, и их мы рассмотрим отдельно.

 Суммируя все вышесказанное, мы не советуем устанавливать жестких критериев — пола, возраста и здоровья ребенка при усыновлении. Можно привести множество примеров, когда кандидаты в усыновители, посетив детское учреждение и увидев глаза детей, ждущих своих родителей, услышав их обращение к незнакомым людям со словом «мама», отказываются от своего первоначального намерения и вместо годовалой девочки принимают решение об усыновлении мальчика шести лет. Также очень часто встречаются случаи, когда, выбрав для усыновления одного ребенка, и узнав, что у него есть еще и брат (сестра), усыновители принимают решение принять в семью обоих детей.

 

Устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
в семейные формы воспитания в Республике Крым

Сегодня в Крыму меньше детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, чем желающих стать приёмными родителями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда были и остаются больной темой в России. В нашей стране к этой категории юных граждан относятся с повышенным вниманием. Государственная поддержка и опека таких детей с каждым годом становится всё более значимой.

Однако никакой даже очень уютный детский приют не заменит ребёнку родной дом, а самые добрые и внимательные воспитатели и няни – папу и маму. Вместе с тем в жизни случается разное, и никто не застрахован от трагедии, когда родители уходят из жизни, не успев вырастить своих малышей, или оказываются клиентами пенитенциарной системы по собственной вине, а то и просто ведут настолько асоциальный образ жизни, что соответствующие органы вынуждены лишать их родительских прав.

Деньги не главное

В последнее время к вопросу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, значительно возросло внимание государства, что в первую очередь выражается в достаточно серьёзной материальной поддержке приёмных семей. На каждого ребёнка ежемесячно выделяется сумма в размере двух прожиточных уровней, а приёмные родители получают оплату своего сложного, но приятного для души труда в размере двух минимальных месячных зарплат за каждого ребёнка. Эти деньги дают возможность вырастить интеллектуально развитого и здорового ребёнка, обеспечить хорошим питанием, одевать, покупать всё, что необходимо для успешной учёбы, устраивать полноценный и интересный отдых, а также оплачивать дополнительные занятия, репетиторов, кружки и секции.

Приёмными родителями становятся по призванию, по зову души. А если семья создаётся только по принципу получения за это денежного содержания, то она, как правило, не выдерживает ответственности и распадается. Правда, таких случаев в Крыму – пересчитать по пальцам одной руки.

Обеспечивая приёмные семьи материально, правительство организует и контроль за воспитанием, содержанием и развитием приёмных детей. Сотрудники структурных подразделений (управлений и отделов) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований регулярно посещают все такие семьи, следят за тем, как бывшие сироты сосуществуют с новыми родителями, достаточно ли они обеспечены необходимым для жизни, как разрешаются внутрисемейные конфликты.

В Республике Крым функционирует 25 территориальных Государственных бюджетных учреждений Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».

Все семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, в которых воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, охвачены социальной работой специалистов территориальных ЦСССДМ. Социальная работа проводится со всеми членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей, совместно проживающих с опекунами, попечителями, приемными родителями.

Основными составляющими предоставления социальных услуг замещающим семьям являются: создание и поддержка положительного социально-психологического климата в семье; адаптация ребенка в новых условиях; помощь в преодолении кризисных моментов; помощь в создании условий для безопасного развития ребенка; содействие формированию навыков поведения в социуме; поддержка контактов ребенка с его биологическими родственниками, если они не вредят физическому и психическому здоровью подопечного ребенка; подготовка ребенка к выходу из-под опеки, из приемной семьи, в том числе в самостоятельную жизнь.

С членами семей опекунов, попечителей, приемных родителей проводятся беседы, тренинги, круглые столы, видеолектории, группы взаимопомощи в целях профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Действительно, растить детей и так нелёгкий труд, а приёмных – тем более. Каждый ребенок по-своему уникален, а тому, кто уже пережил трагедию в своей родной семье, побывал в госучреждении, очень трудно влиться в новый семейный коллектив.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

Рекомендации замещающим родителям по воспитанию подростка

Отношение с подростком — как хождение по канату. Баланс между родительским авторитетом и близостью, доверием и контролем требует от взрослых чуткости, постоянной включенности, понимания подростковой психологии и принятия своей новой роли в жизни взрослеющего ребенка. В ситуации с приемным подростком все оказывается еще сложнее — прошлый опыт неминуемо оставляет свой след.

Про подростков с сиротским опытом можно часто услышать, что они уже сформированные личности и необходимости в семье у них нет.

Но так ли это?

Необходимо отдавать себе отчет в том, что ребенок, прошедший интернатную систему, уже глубоко травмирован.

К чему тогда готовиться приемному родителю или будущему опекуну?

К долгому периоду адаптации — он неминуем. Скорее всего, сначала мы увидим у ребенка большой прогресс, а потом, в период глубокой адаптации, наступит серьезный регресс — отказ выполнять привычные обязанности, немотивированная агрессия.

Почему так происходит?

Ребенок начинает проживать все свои травмы, которые он не пережил в раннем возрасте. В обстановке безопасности и любви он может позволить себе «расслабиться» и впасть в детское состояние. Так устроена наша психика: чтобы выжить и двигаться дальше, мы должны пережить и получить то, что недополучили когда-то.

Это тот самый момент, когда родители вдруг понимают, что они брали «совсем другого ребенка»?

Да, он может открыться с неожиданной стороны. Но ведь размещению подростка предшествует длительный процесс знакомства, который позволяет узнать его лучше. Не надо спешить «спасать сироту». Заменить родителей, которых подросток помнит и, скорее всего, идеализирует, приемный родитель не сможет. Более уместно говорить о позиции друга, готового прийти на помощь в любой сложной ситуации. Отношения с подростком могут выстраиваться на протяжении длительного времени, сейчас распространена практика, при которой знакомство и привыкание могут длиться от нескольких месяцев до года и более.

С какого возраста ребенок может высказывать свое несогласие против размещения в семье?

По нашему законодательству это возможно с 10 лет. Но если ребенок в 5 лет бьется в истерике и не хочет в семью — на это имеет смысл обратить внимание. Родителей не выбирают — это правда, но это не относится к приемному родительству в полной мере. В чем тогда плюсы подросткового возраста для приемного родителя? При размещении подростка очень важно учитывать, что только тот взрослый, который вполне реализовал себя в жизни, сможет стать настоящим родителем для человека, стоящего на пороге собственной взрослой жизни. Ждать от него объятий и признаний в любви не стоит, вряд ли он назовет тебя «мама» или «папа». Зато с подростком ты получаешь быстрый результат. Если правильно подобран ключик, хороших результатов можно достигнуть за пять-семь лет. Если у тебя случился с ребенком контакт, появилось взаимопонимание и доверие — отношения строятся легко.

В чем секрет такого контакта? Как его построить?

Все очень индивидуально, универсальных рецептов здесь нет. Но есть единый принцип для всех — и кровных и приемных родителей — принцип честности. Когда ты говоришь то, что думаешь — это очень облегчает жизнь в семье, и на этом строятся по-настоящему доверительные отношения. А если ты говоришь одно, думаешь другое, а делаешь третье — ничего не выйдет. Дети лучше взрослых чувствуют ложь, а у подростков это усиливается из-за юношеского максимализма. Часто дети начинают вести себя асоциально: воровать, проявлять агрессию.

Где проходит граница принятия такого поведения?

Воровство — очень распространенная проблема. Это важно обсуждать и обговаривать. До тех пор, пока ты не донесешь до ребенка свои нормы и ценности, и они не станут значимым для него, — ничего не выйдет. Например, важно, чтобы у ребенка были карманные деньги, пускай и небольшие. Это приучает к ответственности и планированию, дает возможность делать что-то и не отчитываться за это. Конечно, если ты понимаешь, что начинает происходить что-то неприемлемое, на это необходимо обратить внимание и обратиться к специалисту — тянуть и ждать, что все решится само собой, не стоит.

Существуют ли дети, которые не созданы для проживания в семье?

К сожалению, да. Есть дети с серьезными нарушениям, включая поведенческие, которым проживание в семье вряд ли принесет что-то хорошее. Скорее им подойдет интернатная система с четким режимом, порядком и нормами. Именно поэтому, все разговоры о том, что необходимо закрыть детские дома — лукавство. Во всем мире существуют интернатные учреждения для детей, которые имеют особенности. Не проблемы, а особенности, которые просто требуют особого подхода. При этом у детей вне учреждений могут быть взрослые друзья и наставники, к которым они могут обратиться с вопросом.

Когда человек берет в семью ребенка, может ли он заранее оставлять себе право на шаг назад?

Нет. Когда ты оставляешь себе право отказаться от своего решения, ты предаешь его еще раз. У тебя нет на это права. Ты должен быть уверен, что сделаешь все возможное и пойдешь до конца. Конечно, важно сразу обращаться за поддержкой к специалистам. Подросток тоже должен знать, что есть место, где он может получить помощь. И сразу важно понимать, что точно будет непросто, и, скорее всего, ты вряд ли услышишь от такого ребенка заветные слова «мама» или «папа». Кем тогда ты будешь этому ребенку? Ты станешь ему другом, и это очень ценно. Не важно, сколько ему лет, он должен знать, что может прийти к тебе в любой момент. Потому что это и его дом тоже, и часть его жизни.

Агрессивное поведение приемного ребенка: что делать родителям

Одно из главных опасений приемных родителей — возможное плохое поведение ребенка вскоре после того, как он попадет в семью — или спустя значительное время.

Что могут сделать родители?

Помнить о том, что они (родители) старше и сильнее.

 Мысль «я не могу с ним справиться» не должна звучать ни вслух, ни в голове. Когда взрослый начинает ощущать себя жертвой, это вызывает боевой энтузиазм у ребенка и провоцирует его быть агрессором. На самом деле, взрослые люди старше, больше и сильнее, чем их дети, даже если они в этом сомневаются. Это объективная реальность. Как бы ребенок ни бушевал, все равно он остается маленьким ребенком, к тому же несчастным.

 

Не принимать ярость ребенка на свой счет.

Его агрессия — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства жизни, которая выражается «не вовремя и не тем людям». Он зол, и у него есть на это основания, но это не значит, что он прав или правильно себя ведет.

Бороться не с чувствами, а с поведением.

Ребенок имеет право злиться, но не имеет права причинять вред окружающим. Если его «понесло», важно не «заразиться» его эмоциями, а стараться сохранять эмоциональное равновесие. В некоторых случаях требуется физическое сдерживание, но не битье. Существуют разные возможности справляться с эмоциональными выплесками, и если родители на стороне своего ребенка, то они помогут ему найти подходящий способ.

 Бороться не с ребенком, а с агрессией.

Взрослый должен быть союзником и старшим помощником ребенка, обсуждая с ним его приступы ярости. Необходимо дать ребенку понять, что пока что он действительно не может справиться со своей злостью, но это обязательно произойдет со временем, и взрослые ему в этом помогут.

Внимательно относиться к проявлениям аутоагрессии.

Постараться выяснить причины «самонаказания», понять, в чем ребенок винит себя, какова стоящая за виной утрата. Для этого важны доверительные отношения с ребенком, его уверенность, что приемные родители поймут и постараются помочь. Поняв, какова истинная эмоциональная потребность ребенка, взрослые смогут найти другой, более адекватный способ ее удовлетворения.

Обратиться к специалисту.

 Ребенку может быть очень важно, осознать причины своей ярости и выразить ее «по адресу» — это можно сделать с помощью психолога. Если ребенок уже осознает приступы агрессии как свою проблему и хочет с ними справиться, психолог может научить его приемам саморегуляции.

 А если попробовать обобщить все индивидуальные советы, то можно вывести универсальные рекомендации, способные творить чудеса:

1. Проявляйте свою любовь.

2. Не обманывайте ребёнка.

3. Не манипулируйте чувствами.

4. Не ссорьтесь при ребёнке.

5. Слушайте, старайтесь понять и уважайте мнение ребёнка.

 

Первые дни ребенка в семье

  1. В первые дни необходимо поддерживать тот режим дня ребенка, к которому он привык в учреждении.
  2. Узнать, предпочтения в еде, чем он питался, не настаивать, если ребёнок будет отказываться от каких-то полезных продуктов, например, рыбы, фруктов, зелени.
  3. Не стоит вываливать на него горы новых игрушек. Если возможно попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык.
  4. Не перегружать ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими взрослыми и детьми.
  5. Устраните новые для ребёнка резкие и громкие звуки, сильные запахи.
  6. Если у вас есть домашние животные, будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса.
  7. Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать это всё и в максимальных количествах.
  8. Стараться не перегружать ребёнка на самом первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны.
  9. Первое время стараться быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривать с ним. Говорить с ним о том, что ему интересно, внимательно слушать всё, что он рассказывает, но стараться резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова.
  10. За обеденным столом у ребенка должно быть свое место — это делает его полноправным членом семьи. Очень важно, чтобы он сидел на одном уровне с остальными.

Всегда нужно помнить о том, что ребенку на самом деле очень мало надо, и если у Вас нет возможности что-то ему купить, не печальтесь. В вашем арсенале всегда должно быть самое главное, что совсем не стоит денег — ваша любовь, ваша готовность ему помочь, ваша доброта и искренность.

 

Способы наладить контакт родителям с приемным ребенком

Многие родители тревожатся за будущее, если берут в семью не новорожденного, а ребенка, которому есть несколько месяцев или даже лет. Их беспокоит, что у ребенка уже есть негативный жизненный опыт, например, опыт расставания с теми, кто заботился о нем ранее, будь-то прошлая семья или детский дом.

Родители опасаются, что у ребенка не возникнет с ними такая же крепкая связь. Но это беспокойство напрасно, ведь возникновение привязанности — это долгий процесс. Один момент разделенного счастья, любви и безопасности еще не превращается в привязанность, и точно так же один напряженный момент переезда из детдома не вызовет проблем с возникновением связи между ребенком и новыми родителями.

1. Будьте внимательны и чутки.

Спрашивайте себя: «О чем сейчас думает мой ребенок? и «Что он может подумать об этой ситуации?» Не успокаивайте себя мыслью, что ребенок воспринимает происходящее так же, как вы: его восприятие должно совпадать с вашим. Не спешите. Следите за сигналами, которые он вам подает.

2. Будьте эмоционально открыты.

Ребенку важно видеть, что вы испытываете (и проявляете) разные эмоции. Не бойтесь показать свое удовольствие от общения с ним: улыбайтесь, когда к нему обращаетесь. Но и не скрывайте свои негативные эмоции: если у вас на глазах слезы, объясните, что вам грустно, расскажите, почему вы грустите. Так вы подаете ребенку пример выражения чувств: ему важно видеть, каково это — осознавать свои эмоции и проявлять их. Если он научится проговаривать, что именно он чувствует, это избавит его от необходимости подавлять эмоции или «выпускать пар» через действия.

3. Смотрите друг другу в глаза

Если ребенок отводит взгляд, не настаивайте, но не прекращайте попыток. Можно играть в гляделки, например. Игровая ситуация снижает чувство опасности и превращает глазной контакт в приятное развлечение.

4. Будьте готовы к нытью, истерикам, прилипчивости

Если ребенок так себя ведет, не бросайте его одного, помогите ему успокоиться. Таким поведением ребенок старается удержать вас рядом. Оно постепенно сойдет на нет — ребенку будет все легче и легче выражать свои чувства иначе.

Отзывайтесь на подобное поведение конструктивно, предлагайте ребенку слова, которые описывают его чувства: «Похоже, ты хочешь побыть с папой», «Ты пытаешься сказать, что не хочешь, чтобы я уходила?»

5. Будьте предсказуемы

Будьте рядом. Реагируйте, когда ребенок плачет, кричит или зовет вас. Сколько бы ни было ребенку лет, реагируйте в пределах 15 секунд. Для вашего ребенка должно стать само собой разумеющимся, что, если он зовет, вы откликнитесь.

6. Сочетайте слова и действия

Например, приходя будить ребенка утром, сразу начинайте разговор: «С добрым утром! Как спалось? Сейчас мы будем вставать, а потом пойдем гулять. Как тебе такой план? Я соскучилась, пока ты спал. Надеюсь, ты выспался. Ты лучший мальчик на свете!» Это помогает ребенку привыкнуть к тому, что забота, выражаемая через поступки (одевание, умывание), соединена с вами, с вашим голосом.

7. Создавайте ритуалы

Зная, чего ожидать, ребенок будет меньше испытывать стресс. Ритуалы, связанные с моментами перехода: от бодрствования ко сну, от дома к детскому саду или няне — успокаивают ребенка и дают ему уверенность.

Предсказуемость событий упрощает для ребенка выражение эмоций. Ребенок все равно иногда будет плакать, когда вы оставляете его у няни, но слезы будут вызваны грустью из-за временного расставания, а не страхом неизвестности.

Традиции не должны быть неизменными, они могут эволюционировать: годовалому малышу мы каждый вечер читаем одну и ту же сказку; когда ему два — сказок уже может быть две или три (и он может поучаствовать в их выборе); восьмилетний ребенок уже вполне может сам читать перед сном.

8. Не принимайте поведение ребенка на свой счет

Многие родители отмечают, как сильно их ранят некоторые действия ребенка: например, когда он их отталкивает, убегает от них, не хочет обниматься. Пока ребенок учится выражать свои чувства словами, родители часто слышат: «Ты злой!», «Ненавижу тебя!» и «Ты не моя настоящая мама!» Эти слова не отвержение, а просто клапан для выхода сильных эмоций: злобы, раздражения, страха, ужаса, которые ребенок еще не научился, как следует выражать.

9. Не бойтесь, вы его не испортите!

Чем безопаснее ребенок чувствует себя сейчас, тем независимей он будет в будущем. Ваши чуткость и отзывчивость приведут к тому, что он реже будет использовать нытье и истерики, чтобы привлечь ваше внимание, и ваше общение от этого только выиграет.

Какой бы ни была биография нового члена вашей семьи до встречи с вами, у вас есть все шансы наладить с ним здоровую связь, основанную на чувстве безопасности и взаимной привязанности.

 

Как помочь приемному ребенку учиться в школе?

Желание помочь приемным детям хорошо учиться, окончить школу и поступить в ВУЗ нередко приводит к самым неожиданным последствиям. Ребенок, подававший надежды, вдруг теряет интерес к учебе.

Для того, чтобы облегчить ребенку процесс учебы и помочь ему адаптироваться к школьным нагрузкам, нужно следовать простым советам:

  1. Выбирайте не рейтинговую школу, а учителя. Ориентируйтесь на педагога, который не боится сложных детей, не рвется к наградам и лучшим оценкам по школе. Найдите терпеливого и теплого человека, с которым ребенку будет легко построить доверительные отношения.
  2. Не завышайте ожидания. Допустите, что может случиться, что ребенок окончит школу со справкой или не захочет дальше учиться. Возможно, он будет автослесарем, но клиенты к нему будут записываться за месяц, и он станет зарабатывать больше, чем профессор ВУЗа. Такое допущение убережет вас от разочарований и позволит радоваться (а не воспринимать, как должное) каждой хорошей оценке.
  3. Ориентируйтесь на успех в построении личных отношений. Не пытайтесь занять роль успешного педагога и мамы одновременно, даже если это получалось с кровными детьми. Это две противоположных роли. Учитель оценивает, а мама любит безусловно. Учитель может поругать за невыученный урок, а мама жалеет, вытирает слезы и говорит «ну ничего, милый, я в тебя верю, у тебя все получится».
  4. Если вашему ребенку сложно адаптироваться в обычной школе, рассмотрите возможность перевести его в школу с маленькими классами или, возможно, временно ему подойдет надомное обучение.
  5. Не ругайте ребенка за плохие оценки, но бурно радуйтесь каждому его успеху, даже если это первая тройка за неделю в череде двоек. Помогите ему почувствовать себя успешным, знать, что его принимают и любят. И ему наверняка захочется порадовать вас вновь.

Помните, что должно пройти много времени, прежде чем ребенок оправится от полученных травм. Не превращайте это время в гонку за хорошими оценками. Дайте возможность ему ощутить себя нужным и любимым, и тогда процесс исцеления пойдет быстрее. И только после этого у него проснется интерес к учебе, к миру, к людям, к жизни.