ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫ И СЕГОДНЯ.

Все новое – это хорошо забытое старое. Доказательством тому служат главные принципы воспитания от знаменитого и всегда актуального педагога прошлого столетия Василия Сухомлинского.

 

1. Домашнее задание? Легко!

Василий Александрович в своих трудах советовал приучать ребенка к режиму дня, в том числе и при выполнении домашних заданий. Только так можно развить в маленьком ученике усидчивость и самостоятельность. На извечный вопрос: «Делать ли с ребенком домашнюю работу родителям?» педагог тоже дал ответ более полувека назад. Взрослые, считал педагог-новатор, не должны выполнять задания за нерадивого сынка или дочь, но обязаны следить за тем, как школьник организует свое рабочее время и слушать его устные ответы. Недопустимым считает Василий Александрович выполнение домашнего задания за 5-7 часов до сна. По его личному убеждению, все дети, которые задерживались за письменным столом до позднего вечера, становились неуспевающими. Кроме того, Сухомлинский дает очень полезный и актуальный по сей день совет школьникам: сразу выполнять задание, полученное сегодня, даже если впереди еще целая неделя. Это даст возможность материалу усвоиться в голове ученика, а перед следующим уроком будет достаточно всего лишь повторить изученный материал.

 

2. Об отметках и не только

Отметка «два» — констатирует неуспех, который заставляет маленького школяра опустить руки. По мнению Сухомлинского – оценка должна быть наградой за трудолюбие, а не наказанием за лень или безответственность. Если «двойка» и «пятерка» используются учителем как кнут и пряник, со временем малыш просто возненавидит и то, и другое. Плох тот учитель, который поставив плохую отметку ученику, сообщает об этом еще и родителям, чтобы они наказали чадо за двойку. В такой ситуации у ребенка формируется негативное отношение к учителю, школе и учебе вообще. Школа должна не порицать, а заниматься развитием детей. По мнению педагога-новатора, оценка – это не идол и не показатель благополучия. Поэтому пятерки ставить необходимо, а двойки – недопустимо. Потому как не стоит с самого детства навешивать на ребенка ярлыки неуспешности.

 

3. Зубрежка и шпаргалки

Зубрежка и шпаргалки – злостные враги творческого разума. Ученик, который пользуется шпаргалками, превращается в ограниченное и малоразвитое существо. Происходит это потому, что вместо глубокого погружения в мир науки, он попросту скользит по поверхности знаний. Шпаргалка – продукт мыслительной лени человека. Ведь заучивая, ребенок перестает размышлять, сомневаться, задавать вопросы. Он только зазубривает и зазубривает.

 

4. Школа жизни

Сухомлинский долго исследовал причины, по которым люди разводятся. Главным аргументом к разводу было неумение найти компромисс и понять друг друга. Поэтому важным предметом в школьной программе Василий Александрович считал курс «Семья. Любовь. Брак». Педагог утверждал, что старшеклассников нужно учить взаимоотношениям, как и математике. Как и сейчас, в прошлом молодые люди совершенно не умели проявлять чувства, управлять собственными желаниями, договариваться.

 

5. О бессердечности детей

Часто у самых заботливых родителей вырастают совершенно бессердечные дети, неспособные ценить то, что им дает семья. Никакого парадокса в этом нет. Малыши, выросшие в семье, где блага, предоставленные родителями, воспринимаются как должное, становятся настоящими эгоистами. Они искренне считают, что взрослые существуют для того, чтобы приносить радость своему чаду. А все потому, что они на собственной шкуре не испытали радость от того, что ты делаешь добро другим людям. Только такая радость в состоянии сформировать у малыша благородство.

 

Не правда ли, актуальные и сегодня принципы?

 

Отдел по профилактической работе

ГБУ РК «Евпаторийский центр социальных служб для семьи, детей и молодёжи»

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *