Бабушки, дедушки стали мамами и папами или практические и психологические проблемы семей опекунов.

Одной из острых проблем в России является сиротство. За 2021 год  494 тысяч детей, пережили опыт сиротства — это 2% от всех детей в России.Большинство из них (80 %) — сироты при живых родителях. Этих детей родители оставили в роддомах, или родители лишены родительских прав. В связи с этим развивается институт замещающей семьи, принявшей ребенка на воспитание. Замещающая семья имеет четыре формы: опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья, усыновление.

Семья, состоящая из бабушки и (или) дедушки и внуков, возникает тогда, когда родители оставляют ребенка на воспитание и (или) содержание своим родителям. И, как было указано выше, основными причинами этого являются желание родителей ребенка построить собственную карьеру, много зарабатывать, при котором дети являются «помехой», лишение родительских прав, асоциальный образ жизни родителей, образование новой семьи.

Серьезной проблемой, таким образом, является отношение к бабушкам/дедушкам, опекунам со стороны окружающих. Оно скорее осуждающее: не смогли воспитать хорошо своих детей, теперь пытаются воспитывать внуков. Вряд ли окружающие поддерживают и стремление пожилых обеспечить карьеру детей. Возможно, такая позиция определяла и тот факт, что эти семьи какое-то время были вне поля зрения социальных служб. В настоящее же время в нашем городе существует «Евпаторийский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» для работы с такими семьями.

В ряде случаев (особенно когда родители не ведут асоциальный образ жизни, а еще и по мере возможности помогают материально в воспитании детей) старшее поколение отказывается от сотрудничества со специалистами по опеке и попечительству, не хочет лишать родительских прав или ограничивать в них собственных детей, хотя продолжают сами воспитывать внуков. Такие ситуации приводят к ряду проблем, в первую очередь юридического и материального характера. При этом, как отмечают специалисты по опеке и попечительству, многим опекунам (и бабушкам/дедушкам, которые не оформляют опеку/попечительство в силу личных обстоятельств) необходимы поддержка, совет, консультация, реальная помощь со стороны педагогов, воспитателей, специалистов органов опеки. Чаще всего им нужно, чтобы их выслушали, поняли, посочувствовали, дали совет, на что у специалистов по опеке не всегда есть время. Дети, находящиеся под опекой, нуждаются в психологической коррекции и реабилитации. Особенно это касается детей, переживших смерть родителей, и семей, в которых опекуны с ребенком продолжают жить вместе с родителями, лишенными родительских прав. По данным вопросам вы также можете обратиться в «Евпаторийский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» который находится по адресу: г. Евпатория ул. Демышева, д. 134 тел. +7(36569) 4-44-81

Родственные усыновление и опека — исторически наиболее часто встречающаяся форма устройства осиротевших детей. Она подкреплена приоритетом на законодательном уровне. Несмотря на то, что это могут быть представители разных поколений относительно кровных отца и матери (братья и сестры (дяди и тети для ребенка), дети (совершеннолетние сиблинги ребенка), традиционно именно родители родителей (бабушки и дедушки ребенка) становятся теми, кто возлагает на себя официально обязанности по опеке. Тем не менее, нельзя не отметить, что опека такого рода порождает особые трудности в жизни семьи:

— Как рассказать ребенку правду о его прошлом, если эта правда затрагивает близкого родственника?

— Как совместить в себе роли мамы и бабушки?

— Как строить детско-родительский контакт, когда дистанция в возрасте значительная?

— Как обеспечить функционирование семьи пожилому человеку?

— Как преодолеть чувство вины и проекции на ребенка отношения к его родителям и многие другие?

Дополнительное количество задач встает перед опекуном, если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), требующие особого ухода и ресурсов. Вопросы нарушения развития у детей сопрягаются как с дополнительной нагрузкой на бабушек и дедушек, принявших роли родителей, так и с необходимостью порой перестроить правила функционирования семьи, устройство жизни, уклад, привычки, устойчивость которых в пожилом возрасте увеличивается. Специалисты сферы семейного устройства отмечают, что риск помещения детей в сиротские учреждения (возвратов) при родственной опеке — самый высокий. Это связано и с обозначенными выше проблемами, и с тем, что решение о принятии ребенка в семью бывает импульсивным, принимается в короткие сроки, а прохождение подготовки приёмных родителей при родственной опеке делается скорее «для галочки», не вникая в проблемы с которыми может столкнуться семья.

С определенной долей уверенности можно сказать, что ряд вышеобозначенных проблем могут иметь свое непосредственное решение. Например, проблемы, относящиеся к тому, как рассказать ребенку правду о его прошлом, когда эта правда затрагивает его близких родственников, и т.п. Современные психологические знания свидетельствуют, что наиболее психогигиенично и педагогически эффективно рассказать ребенку правдивую историю о его прошлом, правду о его близких и семейной истории, несмотря на то, что некоторым его родным этот подход кажется неправильным. Любая неправда всегда осложняет развитие ребенка и создает целый ряд педагогических трудностей для его опекунов и воспитателей.

Другие проблемы, возникающие здесь, требуют более систематической организации социальной и психологической помощи, которую вы можете получить в нашем Центре.

 Например, совмещение роли мамы и бабушки конкретно со стороны развития ребенка особую проблему не составляет. Для развития ребенка важен прежде всего постоянный контакт со значимым другим, и если этот контакт устойчив и эмоционально значим, то здесь не имеет большого значения, какую роль выполняет воспитатель — роль матери или бабушки. Ведь известно, что во времена СССР многих детей растили бабушки, и их развитие было адекватным. Иная проблема — это дистанция в возрасте между ребенком и бабушкой. Опыт показывает, что здесь возможен целый ряд проблем в отношении воспитания и развития ребенка. Так, возможны такие негативные явления, как излишняя морализация со стороны бабушек, потакание детям, излишняя компенсаторная привязанность бабушки к ребенку, создающая ситуацию, когда у ребенка формируется избалованность и он сам начинает управлять ситуацией своего воспитания. Аналогичные проблемы возникают на основе переживания бабушками чувства вины по отношению к ребенку, специфической жалости к нему, что также ведет к формированию избалованного ребенка и его инвалидизации. Частоприходится сталкиваться с ситуацией, когда пожилые люди еще до подросткового возраста уже не могут справиться с ребенком, еще более эта ситуация обостряется в подростковом возрасте.

Но как справиться с ситуацией, если она уже возникла?

  • пересмотреть стратегии воспитания;
  • изучить, что поменялось в педагогике и в психологии;
  • сотрудничать со специалистами Евпаторийского центра социальных служб;
  • не игнорировать учебу в школе приемного родителя по возможности отучится заново, или просмотреть оставшиеся конспекты;
  • просить и принимать помощь не только специалистов, но и ближайшего окружения:
  • быть готовым меняться, открываться изменениям;
  • признавать право ребенка любить и быть похожим на тех, кто дал ему жизньи вместе с этим видеть, что путь ребенка может отличаться – так же, как и любой другой человек, он может выбрать из всех тысяч возможностей, которые ему предлагает этот мир.